Сертификация предприятия на соответствие стандартам качества серии ISO 9000 стала, пожалуй, первой большой задачей в области постановки современного менеджмента, понятной и востребованной широкими массами российских руководителей. (Возможные причины, подвигающие предприятия на внедрение систем качества, приведены здесь. Но система управления качеством по международным стандартам в России должна быть встроена в системы управления предприятиями, построенные отнюдь не по этим стандартам. Поэтому решение этой задачи может дать мощный импульс к совершенствованию системы управления предприятия в целом, приближения ее к общепринятой мировой практике. Если, ранее в мире существовали только стандарты в области финансового менеджмента - принципы учета и форматы отчетности, то ИСО 9000 стал первым признанным мировым стандартом общего управления, вобравшим в себя все достижения успешной практики многих компаний.
С момента появления стандартов ISO 9000 в 1987 году соответствующую регистрацию прошло около 250 тысяч организаций по всему миру. Судя по волне откликов, вызванных этой серией международных стандартов, в которых определяются требования к системам управления качеством (Quality Management Systems QMS), многие считают её наиболее значимой инициативой подобного рода из множества зародившихся в начале 90-х годов прошлого столетия и направленных на повышение качества создаваемой продукции,
сертификат качества iso
помогает предприятию оптимизировать его хозяйственные и производственные процессы. ISO - серия стандартов, которые применяются при создании и совершенствовании систем менеджмента качества организаций и предприятий. Во многих странах наличие у производителя продукции сертификата ИСО является залогом конкурентоспособности компании на международном уровне. Кроме того, наличие сертификата ISO является знаком качества товаров для потребителя, дополнительной гарантией надежности, профессиональной компетентности предприятия изготовителя.
В 1994 году стандарт ISO 9000 подвергся изменениям, правда, очень небольшим. В прошлом году стандарт был пересмотрен коренным образом, новая версия получила наименование ISO 9001:2000. Изменения таковы, что вся четверть миллиона уже сертифицированных организаций должна модифицировать свои системы управления качеством. Вдобавок к этому меняются базовые правила и для тех сотен тысяч организаций, которые уже проходят либо планируют пройти процесс сертификации в будущем. Национальные бюро стандартизации, архивы, консультационные и прочие агентства, выросшие на почве этого стандарта, отныне будут работать в совершенно новых условиях. Как и его предшественник, известный под названием ISO 9001:1994, стандарт ISO 9001:2000 представляет собой целое семейство взаимосвязанных стандартов. Новая версия состоит из трех документов различного назначения: ISO 9000, определяющий основные понятия и термины; ISO 9001 сердце нового стандарта определяющий требования к новым системам, и ISO 9004, представляющий собой рекомендации по внедрению и конкретизирующий ISO 9001.
До недавнего времени компании, чтобы работать на рынке и доказать свою надежность партнерам, было достаточно получить на свою деятельность разрешение государства – лицензию. И после получения заветного документа ответственность в большей мере ложилась на государство – если государство устраивала деятельность предприятия, то над улучшением качества как продукции так и услуг можно было особенно и не трудиться. Сейчас этого уже нет. Что же делать фирме, желающей доказать свою состоятельность потенциальным заказчикам, когда дипломов и грамот становится недостаточно и необходимы более веские аргументы своей значимости? Как быть готовым к, возможно, острейшей конкуренции с другими производителями, к примеру, азиатских регионов, которые могут появиться в России в ближайшие год-два? Как, кроме того, обеспечить управляемость компании, чтобы, не отвлекаясь на мелочи, заниматься тактикой и стратегией, а не исправлением ошибок и устранением недостатков.
|